Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

0В хозяйстве встречаются разные типы решёт и сит. Самое большое - грохот, может быть из металла на деревянной раме, чаще всего прямоугольное. Отверстия у грохота достаточно большие, служили обычно для очистки зернового хлеба. Мог быть кожаным - для просева пороха на заводах, веревочный - для просева садовой земли, песка, извести. Грохоток - небольшое редкое решето, может быть жестяным или керамическим.

Решето значительно меньше грохота, состоит из обечайки (корпуса), донышка, которое может быть из лыка, ремешков (или проволоки) и обруча, которым донышко прикрепляется к обечайке.

Сито имеет те же детали, но донышко плелось из конского волоса.

Кустари покупали подготовленный конский волос (либо в хвостах) на ближайших ярмарках; на ярмарки его привозили из других губерний. Инструменты для изготовления сит - станок для тканья и берда, заказывались столяру. Других приспособлений мастеру не нужно. Обечайка делалась из дранки, лес для этого покупался.

Конский волос не дезинфицировался, и случалось, что от грязного волоса больного животного люди заражались сибирской язвой.

Ситный промысел издавна был известен в слободе Чернянка, где им занимались жители двухсот дворов. Этим промыслом владели не только мужчины, но и женщины, которые при изготовлении сит зарабатывали больше, чем ткачеством. Женщины в этом промысле работали круглый год, мужчины - только зимой, летом же старались найти себе более выгодный заработок в отхожих промыслах.

16Кустари-ситники обычно работали всей семьей в своей избе, специальных мастерских не имели.

Сита продавались на ярмарках. Цедильные сита делались воронкою.

Мука, просеянная через частое сито, называется ситной, через решето - решетная. Говорили: «Хоть решетом да ежедень, а ситный не свитный».

Решето и сито воплощают идею богатства и плодородия и связаны с мотивами дождя, неба и солнца. В сите выносят детям пирожки, жаворонков в праздник Сороки. Решето издревле уподобляется небесному своду: «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля).

Наши предки думали, что дождь, как через сито, просеивается через облака, а если облака разойдутся, то дождь льётся, как из ведра.

В некоторых местностях, чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, в других - переворачивали решето, чтобы остановить дождь.

Во время засухи вдова зачерпывала решетом воду из канавы или лужи на поле и несла ее в реку. Чтобы вода не выливалась, в решето стелили клеенку или замазывали его дно глиной.

В одной из русских народных сказок рассказывается, что мачеха прогнала падчерицу из дома, и та нанялась к Бабе Яге. Баба Яга дала девочке решето и велела им натаскать воды и баню затопить. Она стала таскать воду решетом, да ничего не получается. Прилетела сорока, прострекотала: «Глинкой, глинкой, девица!». Замазала она решето глинкой и натаскала воды. Когда Баба Яга мачехиной дочке дает то же задание, та прогоняет птицу, хотя и ей сорока хотела дать добрый совет.

В другой сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать воды решетом в городские бани.

Воду, пролитую сквозь решето или сито, считали целебной и использовали в народной медицине. В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под решето кошку, и над решетом обмывали ребенка; верили, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же выздоровеет.

17

13 октября, на Григория, купали детей из решета на пороге, от сглазу.

Корову и теленка после отёла обрызгивали водой через решето.

От испуга обмывали ребенка водой, пропущенной заранее через решето, и давали испить ее.

Трижды обходили больную корову, поливая вокруг нее водой через решето, при эпизоотии таким же образом поливали улицу.

Сито и решето упоминается во многих пословицах и поговорках.

В решете густо, а в закроме пусто (т.е. одни высевки).

Живется ни в сито, ни в решето.

Показать Москву в решето (т.е. обмануть).

Дурака учить, что решетом воду носить.

Пьяный решетом деньги меряет, а проспится - и решета не на что купить.

У него совесть - дырявое решето.

Бей в решето, коли в сито не пошло!

Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.

Счастье не перепелка, решетом не накроешь.