Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

s9Cундук - типичная мебель русского интерьера ХVII-ХIХ веков. Сундук - большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой, используемая для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода. Термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI в. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов. Сундуки изготавливались из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом», и их открывание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука, в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей - узенький ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки.

s8Производство сундуков всегда носило кустарный характер, поскольку требовало в процессе изготовления мастеров различных специальностей: плотников, слесарей, маляров, живописцев. Производились сундуки самых разных размеров с таким расчетом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы сундуков имели специальные названия: тройки, пятерики, стая – шестерики, семерики. Мастер за год делал около 150-200 сундуков-заготовок, называвшихся «голье», «белье», «рубашка». Наибольшее развитие сундучный промысел получил в Нижегородской, Пермской, Владимирской, Вятской, Воронежской и Курской губерниях. Мастера Великого Устюга обслуживали все губернии Севера, а тюменские - Западную Сибирь. Все центры производства имели свои ярко выраженные отличительные особенности. Так, изделия из Нижнего Тагила выполнялись преимущественно из соснового или кедрового дерева и сплошь оковывались белым железом – жестью с орнаментом чеканной работы. Помимо этого, на боковых стенках делались круглые или сердцевидные выемки, куда вставлялись «зеркала» из полированной жести. Часто крышка, передние и боковые стенки сундуков украшались расписными жанровыми сценами, достигавшими иногда восьми различных сюжетов.

s1s4s6

s2Макарьевские сундуки украшали полосами жести, набитыми прямой или косой решеткой, или квадратами жести, расписанными букетами, вазонами, плодами, птицами, венками. Последние назывались «подносными». Полосы жести декорировали печатным узором или их протравливали купоросным маслом и азотной кислотой. В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами. s5Изнутри сундуки часто обивались миткалем, коленкором, обклеивались бумагой. Делались также и небольшие простые сундуки, называвшиеся «солдатскими», которые брали с собой на службу новобранцы.

Крупнейшими ярмарками, откуда сундуки расходились по всей стране, были Макарьевская и Ирбитская. Общее число привозимых туда сундуков достигало двухсот тысяч.

В XVIII - XIX вв. сундуки являлись наиболее характерной мебелью для крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

s3В каждой избе, в каждой хате обязательно был сундук. Самый древний прототип сундука и шкафа - колода, выдолбленная из ствола дерева. Когда начали делать крышки - такая колода получила название кубел.

«Потом люди научились делать грубо сколоченные ящики - лари; когда ларь накрыли крышкой, появился сундук. Понадобились века, чтобы сундук обрёл замок, чтобы его обили полосами железа, а с торцов прибили ручки. Он стал надёжнее как хранилище имущества, добра, и его теперь была легче в случае надобности, перенести или перевезти» (К. Буровик).

s7Сундук - хранилище добра, на нём могли спать и сидеть. Каких только сундуков не делали: с прямой и горбатой крышками, с музыкальными замками, на колёсиках, большие и маленькие, гладко крашеные и расписанные яркими узорами. В нашей области особенно славились новооскольские сундуки.

Старший научный сотрудник музея Басаргина А.А. вспоминает: «Мой дед, Макиёв Пётр Аксентьевич, делал столы и сундуки; заказчиками были не только жители Томаровки (Яковлевский район), но и окрестных сёл. Наш дом в Томаровке летом 1943 года немцы разобрали на блиндажи. Из всего имущества у нас остался только сработанный дедом сундук. Он занимал много места в комнатушке, которую мы снимали, но зато был многофункционален. В одном углу его хранилась наша убогая одежонка, в другом - кое-что из продуктов. Сундук был обеденным столом, за ним я делала уроки, а ночью мы на нём с бабушкой спали. Жаль, что не сохранили мы этот чудо-сундук».

Сундуки нынче не в моде, и место их теперь - в сараях.

{nomultithumb}