Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Фотографии – это открытые двери в прошлое,

но они позволяют заглянуть в будущее».

 Салли Манн.

В современном мире сделать фотографию не так сложно – камеры встроены в мобильные телефоны, а профессиональные фотоаппараты может приобрести в магазине любой желающий.

Однако в прошлом веке было все не так просто – для того, чтобы «вылетела птичка», фотографам нужно было учиться не только основам композиции, но и настройке достаточно сложной техники.

Фотоаппарат «Фотокор-1»

Одним из примеров фотоаппаратов прошлого века является «Фотокор-1», появившийся в 1930 году и получивший большую популярность среди фотографов. Так, за 11 лет производства «Фотокора» было выпущено более миллиона экземпляров. Он разрабатывался на Ленинградском оптико-механическом заводе. Конструкция фотоаппарата «Фотокор» напоминала немецкую фотокамеру «Zeiss Ikon». Немецкие затворы стоимостью 7 золотых рублей пришлось закупать в Германии.

С выходом «Фотокора» на рынок профессионалам и любителям открылся новый мир фотографии: съемку можно было производить и со штатива, и с рук, при разном освещении, в помещении и на улице. Также удобно было вести макросъемку в разных ракурсах, фотографировать архитектуру, пробовать новые углы обзора – поэтому «Фотокор» называли универсальным, к тому же, он был гораздо дешевле импортных аналогов.

Компактная складная пластинчатая камера, рассчитанная на стеклянные фотопластины размером 9х12 см, со стальным корпусом, обклеенным кожзамом и никелированными механическими элементами, была доступной мечтой для всех увлеченных искусством фотографии.

Процесс фотографирования был очень похож на современный, но имел свои особенности.  

«Сама по себе камера не делает снимка. Чтобы сделать снимок, вам нужна камера, фотограф и, прежде всего, тема. Тема определяет интерес фотографа». Ман Рэй.

ФотокорСначала выбирался объект съёмки. Фотоаппарат фиксировался на штативе (при павильонной съемке). Открывался корпус, выдвигался объектив.

Наводка «Фотокора № 1» на резкость осуществлялась методом растяжения меха – стойка объектива выдвигалась на позицию по салазкам (специальным металлическим «дорожкам»). Затем, перемещая сами салазки с помощью ролика, можно было произвести точную наводку. Резкость настраивалась по матовому стеклу в задней стенке камеры примерно так, как в современных фотоаппаратах, когда будущая фотография выводится на цифровой экран, встроенный в корпус.

После настройки резкости, выбора диафрагмы и выдержки, задняя стенка корпуса с матовым стеклом снималась и на её место устанавливалась кассета с фотопластинкой.

После установки кассеты извлекалась прикрывающая фотопластину заслонка (шибер), и фотоаппарат был готов к съёмке.

Печать со стеклянных фотопластинок проводилась контактным методом - с негатива мягкой широкой кистью смахивают пыль, если на подложке негатива остались следы капель воды, их стирают слегка влажной мягкой тканью. На негатив, помещенный в копировальную рамку или копировальный станок, накладывают лист фотобумаги. Негатив и фотобумага плотно прижимаются друг к другу крышкой копировальной рамки или прижимной крышкой станка. Освещение негатива должно быть равномерным. Для определения выдержки делали ступенчатые позитивные пробы и выбирали наилучшее по тону и контрасту изображение.

Фотоаппарат «Фотокор-1»

«Фотокор-1» выпускался вплоть до 1941 года. Почти вся военная хроника Великой Отечественной войны запечатлена этой камерой. «Фотокор-1», а также 4 кассеты к нему находятся в фондах Белгородского государственного музея народной культуры, а увидеть его вживую можно, посетив экспозицию «Уездный город».

«Фотография не сообщает о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было». Ролан Барт.