Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Православная, обрядовая кухня

Православная, обрядовая кухня

Рецепты православной и обрядовой кухни
Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков и известных людей России
История блюд

История блюд

История блюд русской кухни

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

А.С. Пушкин

7 апреля отмечается Благовещение - третий по важности православный праздник после Пасхи и Рождества Христова.

Этот день знаменует начало весны и нового сельскохозяйственного года. Считается, что в этот день сам Господь благословляет землю на плодородие. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или в сам праздник освящать просфоры, семена, рассаду.

В России нередко говорили: «Благовещение — самый большой праздник у Бога».

Благовещение издавна считалось днём полнейшего покоя и свободы от всяких дел. В это время, согласно наставлениям церкви, следовало «отринуть суетные заботы» и предаться «раздумьям о божественном». По русской пословице, «на Благовещение и девица косы не плетет, и пташечка гнезда не вьёт». Женщины в этот день не расчёсывали волос, чтобы куры не «расчёсывали» грядки, а девушки не плели кос, чтобы летом не плутать в лесу.

Читать далее...

Крестьяне говорили, что человека, работающего в великий праздник, весь год будут преследовать беды и неудачи. В некоторых местах запреты распространялись и на соседние дни - канун праздника и послепраздничную неделю, особенно на благовещенскую пятницу.

Название праздника - «Благовещение» стало употребляться не ранее VII века. Древняя церковь называла этот день по-разному: «День приветствия», «Возвещение», «Радуйся, Благодатная», «Приветствие Марии».

Впервые дата 25 марта, то есть 7 апреля по новому стилю, появилась в сочинениях западных авторов III века. Существует два подхода к определению даты Благовещения. Во-первых, это связь с днём Рождества Христова: 25 марта отстаёт ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.

День Благовещения связывают с днём сотворения человека. Некоторые церковные авторы полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека. Потом человек был наказан за первородный грех и должен был быть воссоздан в то время, в какое он был первоначально сотворён. Считается, что Бог, отправив Архангела с Благой вестью в тот же день, 25 марта, таким образом дал второй шанс человечеству.

При описании событий, во время которых Дева Мария получила Благую весть, впервые в Евангелии упоминается Богородица. И хотя само слово «Евангелие» переводится на русский с греческого именно как «Благая весть», само Благовещение изложил лишь апостол Лука. И он же является творцом первой иконы Девы Марии. Её подлинник не сохранился, но наиболее древняя её копия - это Владимирская икона Божией Матери, одна из самых чтимых реликвий Русской православной церкви, считающаяся чудотворной.

На всех благовещенских иконах обязательно изображается лилия - символ непорочности Девы Марии, чистоты духовных помыслов и благочестия.

Одна из наиболее прекрасных, а также наиболее прославленных в мировом сообществе песен - «Ave Maria» - приурочена к Благовещению, и это не что иное, как молитва Богоматери «Дево, радуйся!». Молитва возникла ещё до начала деления христианской религии на Западную и Восточную. «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою», - это слова, с которыми Архангел обратился к Марии. «Благословенна Ты в жёнах и благословен плод чрева Твоего», - это слова Елизаветы, ожидавшей рождения Иоанна Крестителя и признавшей особое положение Марии среди людей.

В честь празднования Благовещения в России возведены многочисленные храмы и соборы. Особо чтимый всеми — Благовещенский собор Московского Кремля.

На Благовещение в России принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всем божьим творениям. Следуя этому обычаю, ежегодно Патриарх Московский и всея Руси с паперти Благовещенского собора выпускает стаю голубей.

В народе на Благовещение в третий и в последний раз закликалась весна. Считалось, что именно в этот день вся природа окончательно пробуждается от зимнего сна. Крестьяне говорили: «На Благовещение весна зиму поборола», «Цыган на Благовещение шубу продаёт», «Покров - не лето, Благовещение - не зима», «На Благовещение щука хвостом лёд расколотила». Поэтому повсюду весну не просто зазывали, а уже приветствовали, встречали с пирогами и хлебом-солью, распевали в её честь песни-веснянки. Занимались этим преимущественно дети и молодежь. «Гукали весну» на восходе солнца с возвышенных мест.

Хотя и считался этот праздник большим, но разгульного веселья не наблюдалось, так как чаще всего он приходился на период Великого поста. Встав рано, надев все чистое, крестьяне спешили в церковь к заутрене, а по возвращении садились за стол. Церковь в честь праздника разрешала послабление поста: можно было есть рыбу и использовать растительное масло. У И.С. Шмелева в «Лете Господнем» есть такие строки: «Пахнет рыбными пирогами с луком. Кулебяка с вязигой - называется «благовещенская», на четыре угла: с грибами, с семгой, с налимьей печенкой и с судачьей икрой, под рисом, - положена к обеду, а пока - первые пироги».

Крестьянский стол победнее, но пекли в этот день повсюду. Особая роль отводилась благовещенской просфоре. Как правило, просфоры пеклись в церквах из мирской муки, или ее покупали на пожертвования крестьян. Там, где просфоры пекли дома, обязательно освящали их в церкви. После благовещенской обедни и освящения просфор большая их часть раздавалась прихожанам (по одной в каждую семью). В любом случае на столе просфора занимала почетное место. Её хранили на божнице или клали в закром с зерном, чтобы урожай будущим летом был хороший. Приписывались благовещенской просфоре и целебные свойства. Просфору берегли именно до первых дней посевной: ее брали с собой в поле, там съедали или измельчали и вместе с семенами разбрасывали по пашне.

Во многих губерниях крестьяне занимались приготовлением благовещенской соли, пережигали ее в печи. Использовали ее, как соль Великого четверга: давали больным, добавляли в корм скоту, чтобы лучше плодился и не болел. В этот день в Воронежской губернии и в ряде сел Белгородской области хозяйки пекли с ней небольшие булочки («катушки», «бяшки»), которые скармливали овцам для защиты их от хвори и лютого зверя. Солью посыпали капусту и соленья, когда они портились.

В некоторых местах в ночь на Благовещение разжигали костры — «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Благовещенские костры символизировали возрождение солнца и весеннее тепло. В некоторых местах «пускали огонь по воде» - раскладывали костёр из соломы на старой бороне и сплавляли его по реке. Не тушили огней в избах на ночь - лучше уродится лён, не выжжет молнией урожай и постройки. 

 

{nomultithumb}