Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Православная, обрядовая кухня

Православная, обрядовая кухня

Рецепты православной и обрядовой кухни
Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков и известных людей России
История блюд

История блюд

История блюд русской кухни
Фомина неделя

Фомина неделя в этом году проходит с 8 по 15 мая. Каждый год она отмечается в разное время, потому что зависит от даты наступления Пасхи. Пасха в этом году была 1 мая. Красная горка или Фомин день, выпадающий на следующее воскресенье - 8 мая. Фомина неделя начинается именно в этот день. Он называется по имени апостола Фомы, позже всех уверовавшего в Воскресение Христово.

В народе Фомину неделю зовут Проводной, потому что считалось, что Господь отпускает души усопших на Пасху повидаться с родными, а в Фомин день живые провожают их к могилам. Поэтому в течение всей Фоминой недели многие хозяйки оставляли на ночь на столе кушанья для умерших родственников. Именно в Фомину неделю поминают умерших.

Каждый её день имеет как своё название, так и обычаи, связанные с поминовением.

Фомин понедельник зовётся «проводами». Живущим в земном мире полагается встретить умерших, принять-угостить их и начать провожать на тот свет. На Украине этот день именуют Гробками или Могилками.

Читать далее...

Вторник - это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Радовницей. Когда-то он назывался Навий день. В славянской философии «навь» - прошлое, ушедшее; навьи — древнейшее название мертвецов. «Радоница» обозначала языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяла почитание усопших. Радоницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах. Позже вместо жертв на могилы прадедов стали приносить вино и еду, главным образом блины, как символ солнца; устраивать оклички (причитания) и игрища (игры, песни и пляски).

Сегодня это первый церковный день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова. На саму Пасху, а также в течение 10 дней после неё на кладбище ходить не принято. С благой вестью о Воскресении Христовом и о наступлении Пасхи на кладбище отправляются именно на Радоницу.

Накануне обычно топили баню для предков, готовили для них полотенце и мыло. Сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших.

Считалось, что в ночь на Радоницу можно увидеть пророческий сон от родителей или умерших членов семьи. Чтобы вызвать его, приходили на кладбище и, кланяясь, говорили: «Радоница, Фомина неделя, День всех усопших призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Рано утром, перед тем, как отправиться в церковь, для умерших накрывали отдельный стол. Вернувшись из церкви, ждали, пока «поедят родители». Затем со стола всё убирали и накрывали его заново для себя.

На Радоницу готовили особые блюда: варили кашу, жарили яичницу, пекли пироги, шанежки, лепёшки или тонкие блины. Специально красили яйца, только уже не в красный, а в жёлтый или зелёный цвета.

После обеда отправлялись всей семьёй на кладбище. Катали по могиле окрашенные яйца, отдавали яйца нищим, а сами ставили на могилы разную еду. Блюд должно быть нечётное число, и все сухие. Одно крашеное яйцо закапывали в землю, христосуясь таким образом с умершим. Потом семья садилась вокруг могилы, приглашая: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Все начинали причитать по умершим, а потом есть кушанья, принесённые на могилу. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Говорили: «Не угости честь-честью покойного родителя на Радоницу - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует».

Обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому, молодые испрашивали у предков благословения на союз и любовь. На могилах оставляли пироги, яйца, поливали могилы вином и мёдом. В некоторых местах крестьяне пребывали на могилках с песнями до позднего вечера. Веселье как часть поминовения восходит к древним похоронным обычаям, в которых обязательным заключительным элементом был сдержанный смех и шутки как знаки преодоления смерти и утверждения жизни. Считалось важным соблюдение умеренности в веселии, дабы оно не перешло в гулянье. После Пасхальной недели начиналась пахота, и родилась поговорка: «На Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут».

     Люди верили, что соблюдение этих традиций убережёт их от гнева «родителей», которые за неуважение к их памяти могли бы наслать на таких хозяев различные несчастья, например, падёж скота, пожар.

В Радоницу деревенская детвора окликала весенний дождь:

 
«Поливай, дождь, на бабину рожь, На дедову пшеницу, На девкин лён, поливай ведром».
 

Если и впрямь начинался дождь, то все кидались умываться дождевой водой - к счастью.

Если же ударял первый гром, женщины и девушки умывались через золотые кольца для сохранения красоты и молодости.

А уже в среду принято было заключать браки, сговоренные на Красную горку. Свадьбы праздновались до конца Фоминой недели. Верили, что венчание в любой из этих дней принесёт счастье.

Те, кто ещё не нашли себе пару, собирались на смотрины. В некоторых местах существовал обычай, позволяющий парням обливать водой понравившихся им девушек. Дело это было серьёзное. Если парень в этот день обливал девушку водой, он, по обычаю, должен был за неё свататься. Пренебрёгший этим обычаем считался похитителем девичьей чести. В один из дней Фоминой недели устраивали также «вьюнец»: ходили по улицам и дворам с песнями в честь новобрачных.

Четверг считался самым опасным днём Фоминой недели: во многих местах считалось, что в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь не только оставляли угощение, но и открывали окна. В эту комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье были утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.

В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась мётлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надёжнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.

В субботу же водили хороводы, пели голосистые веснянки. В веснянках девушки хором так призывали весну, что это походило на заговоры-заклинания: «Благослови, Боже, весну закликати, весну закликати, зиму запирати». В других песнях просили солнышко выглянуть в окошечко, весну явиться с глубоким корнем, с обильными хлебами. В веснянках встречались обращения к жаворонку, ласточке, соловью, кудрявой вербе, берёзоньке.

В воскресенье Радоницкой или Фоминой недели отмечают день Жён-мироносиц. Он считался бабьим праздником, в который все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной или бабьей неделей. Интересно, что в Курске и Смоленске этот день звали маргоски, маргошенье, что, по-видимому, связано с диалектным словом «маргосить» - умильничать, кокетничать.

После обедни женщинами устраивалась совместная бабья пирушка. Обрядовой едой на ней была «девичья» или «бабья» яичница, которую готовили в складчину. Без мужчин, остававшихся на хозяйстве, с песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи.

 

{nomultithumb}