Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Православная, обрядовая кухня

Православная, обрядовая кухня

Рецепты православной и обрядовой кухни
Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков и известных людей России
История блюд

История блюд

История блюд русской кухни
Петр и Павел

По церковному уставу дню памяти святых апостолов Петра и Павла (12 июля / 29 июня) предшествует пост, получивший название по имени апостола Петра. Начинается этот пост в понедельник через неделю после двунадесятого праздника — дня Святой Троицы. Поэтому продолжительность Петровского поста в отличие от других многодневных постов в различные годы разная (от 42 до 8 дней): она зависит от даты празднования Пасхи и, соответственно, Троицы.  Таким образом, в этом году пост начинается с 27 июня по 11 июля. Петров пост — нестрогий, во время него (кроме сред и пятниц) разрешается есть рыбу.

Первое воскресенье после Троицы — заговенье на Петров пост. Обычно в этот день семья садилась за трапезу в полном составе. Завершив праздничный торжественный ужин, оставшуюся еду не убирали со стола, рассматривая ее как угощение для умерших предков.

заговенье на Петров пост

Накануне Петрова дня в некоторых местах жгли костры. Парни и девушки собирались на полянах, варили на кострах кашу, обязательно сдабривая ее маслом. После этого до самого утра пели, играли, водили хороводы.

Читать далее...

Канун Петровского поста назывался «Яичное заговенье». К этому дню красили яйца, часто в желтый и зеленый цвета, и играли с ними подобно тому, как это делалось на Пасхальной неделе. С «яичного заговенья», преддверия Петровского поста,  прекращали водить хороводы.

Это время, когда прошлогодние запасы в закромах и кладовых подходили к концу, а новые овощи, фрукты и злаковые пока еще не созрели, считалось голодным. И все же русские женщины-крестьянки умудрялись в эти дни готовить вполне полноценный обед для всей (обычно большой) семьи. Они умело сочетали остатки овощей и круп со свежей зеленью, которая дружно росла вокруг  на собственном огороде. Иной раз готовили блюдо из одной зелени, даже пекли с ней пироги.

Зелень

На огородах высаживали ранние сорта лука, который к этому сроку давал перо: батун (зимний лук), шнитт-лук (резанец, лук-скорода), лук-порей. Щавель, долгое время бывший дикорастущей культурой, тоже стали выращивать на огородах. Огурцы еще не созрели, но их заменял огуречник — растение с запахом огурца. В XIX веке дикий огуречник был «одомашнен», его превратили в огородное растение. К этому времени на  грядках подрастали салат и спаржа, радовали глаз укроп, петрушка, сельдерей, ботва моркови и хрена.

В связи с тем что запасы белокочанной капусты уже подошли к концу, их во щах заменяли молодой капустной рассадой («серые щи»), щавелем, шпинатом. Готовили щи и с дикорастущими растениями: крапивой, съедобной белой лебедой, снытью, подорожником. Но особенно охотно в жару делали различные холодные похлебки: холодники, окрошки, ботвиньи, тюри. Самой простой в изготовлении была тюря: крошили ржаной хлеб, толкли зеленый лук, смешивали их, солили, заправляли растительным маслом, заливали хлебным квасом — тюря готова! С квасом готовили и окрошку, но могли ее заправить кислым молоком, простоквашей, молочной сывороткой, огуречным или капустным рассолом. Для окрошки использовали зеленый лук, отварной картофель, огуречник, укроп, петрушку. Иногда добавляли яйца. Все хорошо забеливали молоком или сметаной, если окрошка готовилась с квасом.

Не менее любимым блюдом была ботвинья. Само название говорило о том, что для ее приготовления брали ботву овощей — свеклы, спаржи, моркови, хрена, репы. В виде добавок порой употребляли щавель, крапиву, сныть. В городах ботвинья была очень популярна в конце XIX — начале XX века.

ботвинья

Но готовили ее с белой рыбой (белугой, севрюгой, осетром, судаком и пр.), к столу подавали с ломтиками балыка и раковыми шейками.

В южных регионах России любили свекольники — холодные супы на свекольном отваре; на севере готовили холодники — похлебки на основе воды и простокваши. Заправлять их можно и рассолом.

Отсутствие ягод заменял в эту пору ревень, который является многолетним растением. В условиях средней полосы России первый урожай пригодных в пищу черешков ревень дает в мае, а в конце июля можно собирать уже второй урожай. Ревен хоть и овощ, но его чаще использовали как фрукт: ели с сахаром, варили варенье, компоты, кисели, пекли с ним пироги. Правда охотно добавляли ревень и в щи, тушеные овощи, к крупам.

Ревень

Надо отметить, что, не имея понятия о витаминах, микроэлементах, крестьяне, употребляя в пищу большое количество зелени, сравнительно быстро восстанавливали силы после долгой зимы. Зеленый стол всегда полезен!

Зелень
{nomultithumb}