Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Православная, обрядовая кухня

Православная, обрядовая кухня

Рецепты православной и обрядовой кухни
Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков и известных людей России
История блюд

История блюд

История блюд русской кухни

20 февраля (7 февраля по ст.ст) - день памяти преподобного Луки Елладского. Лука.

Переосмысляя имя святого, крестьянин сближал Луку с «полуднем» и с огородным растением – луком. Повсюду принято было на Луку печь пирожки с луком.

Преподобный Лука Елладский
Преподобный Лука Елладский

Латинское видовое название лука в переводе с кельтского означает «голова», что связано с формой луковицы. А вот русское название «репчатый» происходит от слова «репка», так как луковицы по форме похожи на корнеплод репы - любимого русского овоща. В южных областях лук назывался «цыбуля», от латинского наименования лука «цепа», что означает «голова», это связано с формой луковицы.

Интересно, что такая, казалась бы, исконно русская культура, как лук, на Руси появилась только в XII веке. А родиной его считаются Средняя Азия и Афганистан. По мнению многих учёных, культура репчатого лука была принесена на русские земли с берегов Дуная.

Читать далее...

В России репчатый лук представлен двумя подвидами - среднерусским и юж­ным, и для обозначения понятия «лук» использовались два сло­ва. В северной части говорили «лук».

Лук был и кормильцем, и лекарем, поэтому ко всему, что с ним связано, относились с уважением.

Каждый маленький россиянин в старину знал такие загадки:

«Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет»;

«Сидит Марфутка в четырёх шубках, кто поцелует, тот и сморщится»;

«Все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать»;

«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».

Существовало и любовное гадание на луковицах: нужно было взять не меньше четырёх, но не больше восьми луковиц и на каждой из них нацарапать имя того, кого гадающая девушка могла представить своим мужем. Луковицы следовало положить в уголок возле печи, и какая из них прорастёт первой, тот человек и является суженым.

Луком и чесноком еда наших предков насыщалась от души. В результате иностранцы, бывавшие на Руси, отмечали, что «блюда русинов настолько остры, что есть их невозможно». Лук был распространённым пищевым продуктом, без которого не обходились и многочисленные посты, когда его ели в большом количестве с водой и квасом, добавляя хлеб и растительное масло, - получалась так называемая тюря. На тяжёлых физических работах грузчики и бурлаки ели лук с ржаным хлебом, заметив, что это придаёт силы и выносливости.

Ценили лук не только за его вкусовые качества. Кто не знает, что «Лук - от семи недуг», «Лук да баня всё поправят», «Лук - добро и в бою, и во щах».

В старинных русских лечебниках-травниках писалось: «Во время морового поветрия (то есть инфекций, передающихся воздушно-капельным путём, «по ветру») или иных прилипчивых болезней нужно развешать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится». «Во время скотского падежа нанизывают на нитку поболее луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразились».

В старину на Руси свежим луком эффективно предохранялись во время эпидемий чумы и тифа. Рекомендовали лук при водянке, камнях в почках и мочевом пузыре. Указывалось, что он способствует пищеварению, половому влечению, размягчению мокроты при простудных заболеваниях. При ожогах, пока не вздуется пузырь, сразу прикладывали истолчённую луковицу со щепоткой соли и небольшим кусочком мыла. Луковицы, испечённые на углях или в горячей золе, употребляли в пищу с сахаром или мёдом, со сливочным или миндальным маслом при упорном кашле, удушье, одышке. В таком виде лук не вызывает раздражения органов и тканей и поэтому подходит и для диетического и лечебного питания, практически не имеет противопоказаний. Установлено, что в сушёном луке концентрация биологически активных веществ в шесть раз больше, чем в сыром, что делает его уникальным лечебным средством, обеспечивающим рост скелета, костной ткани, обмен веществ в коже и продолжительность жизни человека. Сок лука использовали для укрепления волос, предупреждения облысения, при перхоти, для выведения бородавок и веснушек. Наши бабушки знали, что ярко-золотистый цвет волос можно получить, используя отвар луковой шелухи (200 г на 1 л воды), ромашки и ревеня. А луковыми масками (луковая кашица с мёдом) предупреждали появление морщин и придавали свежесть лицу. И ничего, что пахнет. Это полезные фитонциды, убивающие заразу, выделяются. Для здоровья да красоты и потерпеть можно.

Говорят, нигде в старину не увлекались луком так, как в нижегородском селе Кичанзино под Арзамасом. Занялись его посадкой там от нужды - земли было у крестьян слишком мало. Лук же давал большой доход. Каждая луковица была до полукилограмма весом. Слава арзамасского лука разошлась далеко от Нижнего Новгорода. «Луковники» выезжали с товаром в соседние губернии - Пензенскую и Тамбовскую. В тех краях лук считался первейшим деликатесом. Его подавали на десерт на всех праздниках, особенно на свадьбах. Новобрачные и гости после чая хрустели «репкой». Чтобы «пригасить» запах, поев лука, заедали его листьями петрушки. Но на свадьбе лук был не только лакомством. Его использовали, чтобы защитить молодых от сглаза. Для этого даже выбирали специального человека, который в карманы одежды жениха и невесты клал лук. Кстати, когда в южных се­лениях по улице шла свадьба, возглавлявший шествие человек нёс на шее сверкающий в солнечных лучах огромный венок из репчатого лука - как пожелание благополучия молодой семье.

В Пензенской губернии тоже появилась своя луковая столица. Ею стало село Бессоновка. Бессоновцы даже стали строить специальные «луковые» избы - в три этажа, высотою метров до девяти. Средний, второй этаж занимали сами, на первом хранили «репку», тре­тий отводили под севок.

А в селе Мячкове под Коломной огородники вывели гигантский сорт лука. «Репка» там вырастала величиной с блюд­це, 13 сантиметров в попереч­нике. Мячковский лук оказался так хорош, что им снабжали не только Москву, но и далёкий Париж. 100 лет парижане ла­комились подмосковным луком. Закупали российский лук и Англия, Германия, Сканди­навские страны.

Впоследствии по местам разведения лука назвали многие сорта народной селекции, на­пример, «мячковский», «бессоновский». Интересно, что чем дальше на юг, тем сорта лука более сладкие и менее острые. Они бывают фиолетового и бе­лого цвета. Есть их сырыми - одно удовольствие.

Ну а Белгородская область гордится своим луком – стригуновским.

В начале XVIII века стригуновцы (Белгородская область, Борисовский район, село Стригуны), прослышав о выгодах лукового промысла, на сельском сходе решили послать гонцов в южные края с подводой для закупки семян. Те привезли всего два ведра. Семена делили рюмкой, в зависимости от вложенных денег. Впоследствии уже все стригуновцы втянулись в этот доходный промысел. Годы кропотливого труда и селекции сделали свое дело. На Всемирной выставке в Париже в начале XX века стригуновскому луку была присуждена Золотая медаль. Еще одним триумфом стригуновского лука стала международная выставка в Эрфурте (ГДР) в 1961 году.

В 2009 году в селе был открыт музей стригуновского лука, в котором собраны сотни экспонатов. Летопись гласит: «Из Стригуновской волости вывозится от 200 до 250 тысяч пудов лука ежегодно! Здесь крестьянская семья имеет от огорода доход до 200 рублей в год» (огромная по тем временам сумма).   По переписи 1752 года видно, что в Стригунах бытовала фамилия Цыбульниковы, что дает основание считать: стригуновцы, в большинстве своем, занимались лукосеянием. Возродить старые традиции по выращиванию стригуновского лука борисовцы решили твердо и одним из этапов на этом пути можно считать международный фестиваль лука, который проводится уже несколько лет. Главным действующим лицом праздника, конечно же, является лук. Он присутствует везде: и на стендах стригуновского подворья, и на прилавках стихийно организованного базарчика (какой же гость праздника откажется купить связку знаменитого лука?). Гостей праздник собирает немало, каждое сельское поселение Борисовского района выставляет свои достижения: здесь и мед, подсолнечное масло, разнообразные блюда, в том числе и необыкновенные с луком пироги.   Десятки рецептов блюд стригуновцы  передают из поколения в поколение.

 

{nomultithumb}