Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Православная, обрядовая кухня

Православная, обрядовая кухня

Рецепты православной и обрядовой кухни
Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков

Еда в жизни классиков и известных людей России
История блюд

История блюд

История блюд русской кухни

29 августа церковь отмечает праздник перенесения нерукотворного образа Господня. Предание гласит, что Иисус Христос, умывшись, вытер лицо полотенцем, на котором отпечатался его лик. Это полотенце доставили князю Эдессы, который в силу болезни не мог сам встретиться с Христом. Полотно помогло князю исцелиться от проказы, после чего нерукотворный образ Спасителя был помещен в нише над городскими воротами Эдессы. С тех пор и пошел обычай защищать городские стены и жилища изображениями Иисуса Христа, а нерукотворный образ Спасителя стал любимым изображением на хоругвях и знамёнах и, по сути, первой иконой. В 944 году император Константин, спасая святыню от арабов, перенёс её из Эдессы в Константинополь. В честь этого и был установлен «Торжеством нерукотворного убруса (образа)».

А вот в народе этот день именуют по-разному: третий Спас называют и Ореховым, и Хлебным, и Спасом на полотне. В этот день в храмах освящали хлеба, испеченные из муки нового урожая, и приговаривали: «Хлебный Спас хлеба припас». Устраивались хлебные ярмарки, на которых можно было отведать душистого хлеба, пирогов да калачей. Чтя традиции, проводятся такие ярмарки и в Белгороде.

Еще в этот день на Руси начинали торговать полотном. Шить одежду принято было только после освящения холстов, которое проводилось в храмах 29 августа. Считалось, что такая одежда не только убережет хозяина от дурного глаза, но и способна излечить недужащего.

Еще говорят, что третий Спас - венец лета. К этому времени в России поспевают лесные орехи, вот праздник и получил название Ореховый Спас. В этот день заготавливают ветки орешника для банных веников, с которым, кстати, в этот же день можно отправиться в парилку. Только самому себя парить нельзя, это должен сделать кто-то из родственников. Говорят, от такой процедуры прибавляется бодрости и здоровья.

С этого дня можно и нужно было есть орехи, которые к этому времени уже поспевают. Народная мудрость, основанная на многовековом опыте, оказывается, и здесь права. Если в это время есть много мяса, можно сильно прибавить в весе. А в орехах содержится такой белок, который не образует жира. Поэтому наши предки старались в конце августа-сентябре есть больше орехов и грибов.

Лесные (фундук) и грецкие орехи еще в глубокой древности слыли «пищей для ума». И действительно, как теперь установили ученые, они содержат целый комплекс биологически активных веществ, которые благоприятно влияют на сосуды головного мозга. А орешки сибирского кедра не только обладают особенным смолистым привкусом, но и превосходят его.

Наши предки смотрели на урожай орехов: если он хороший, в следующем году непременно уродится зерно. Считается, что Господь дает много орехов за праведные дела, а если и дальше жить по законам Божьим, то и хлеба будет вдоволь.

На Руси к хлебу всегда было особое отношение. Сказать на хлеб худое слово недопустимо, грешно. На Руси немалым грехом считалось уронить и не поднять хотя бы крошку хлеба, ещё больший — растоптать кусок хлеба ногами. Вот как думал народ: кто, вкушая, роняет крошки хлеба наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его по смерти достаётся дьяволу. Напротив, кто ест чёрствый и цвелой (с плесенью) хлеб, тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживёт до преклонных лет и не изведает нищеты. Нельзя катать из хлеба шарики, не то Бог накажет неурожаем и голодом.

А в наши дни нередко можно увидеть картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду очень многих людей.

Если у вас появились излишки хлеба, то не дайте им испортиться и заплесневеть. Порежьте хлеб на небольшие ломтики или кубики да насушите сухарей в духовке при температуре 150- 200 градусов. Держите их в чистом полотняном мешочке - у вас будут настоящие хлебные консервы. Это незаменимые заготовки для приготовления всевозможных деликатесов - хлебных супов, тортов, оладий, запеканок, киселей и квасов.

В последние годы на Белгородчине активно занялись высадкой ореховых деревьев. Большой ореховый сад уже появился в селе Шушпаново Валуйского района, и это только начало. Так что в обозримом будущем мы будем обеспечены собственными орехами, как и медом. И в Белгороде начнут проводиться не только медовые и хлебные, но и ореховые ярмарки.

Еще в народе говорят, что «третий Спас - на воде». В этот день наши предки чистили колодцы и святые источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы «замыкая» тёплое времечко. Знающие люди говорили, что если взятой в этот день ключевой водой обмыться, избавишься от хворей и напастей.