Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тексты

Тексты

Сказочной географии
Методический комплекс

Методический комплекс

«Сказочная география»
Карта

Карта

«Сказочная география»

Маршрутами сказок

imac

Русская народная сказка

(в пересказе А.К. Барышниковой)

Объекты: Ерихонское царство (от названия города Иерихон – земли в Палестине, на территории Западного берега реки Иордан); Хвалынское море (оно же Хвалисское, Хазарское) –Каспийское.

* Таврический дубок – на юге полуострова Крымского в Кавстрийском (ныне Чёрном) море (в районе массива Таврических гор – ныне Крымских).

Жили-были два брата. Один правдой жил, другой кривдой. Тот, что кривдой жил, – был богатый, а что правдой – бедный. Вот они поспорили между собой. Богатый говорит:

– Кривдой лучше жить.

А бедный говорит:

– Нет, правдой лучше!

– Пойдём на мост,– говорит богатый,– подождём там до трёх встреч. Если трое скажут – правдой лучше жить, то мне глаза колоть. Если скажут – кривдой, тебе.

Вот пришли они на мост. Купец едет.

– Чем лучше жить – правдой или кривдой?

– Эх, ребята, не обманешь – не продашь, – говорит купец. – Кривдой жить лучше.

Едет барин.

– Скажи, барин, чем лучше жить – правдой или кривдой?

– От трудов праведных – не построишь палат каменных,– говорит барин. – Кривдой жить лучше.

Идёт нищая старушка, милостынку собирает.

– Скажи нам, бабушка, чем лучше жить – правдой или кривдой?

– Э, милые мои. Коль не солжёшь–то, и не сожрёшь. Знамо, кривдой лучше жить.

Обрадовался богатый. Выколол бедному брату глаза и домой пошёл. Остался тот один. Ползал, ползал до самой ночи, заполз в лес непроходимый. Приполз к громадной осине, толстой-претолстой. Свернулся под ней калачиком – спать. Вот лежит он под ней, а время уже двенадцать часов. Слышит стуковень-громовень, визг, свист. Слетаются черти на осину. С верхушки самый главный бес кричит:

– Какого нет?

– Косого нет!

– Какого нет?

– Хромого нет!

Завизжало, замяукало. Прилетает косой чёрт. Спрашивает главный бес у косого:

– Где, был, бездельник?

– Был я в царстве Ерихонском, Марью-царевну засушил.

– А как её исправить, знаешь?

– Стоит на берегу Хвалынского моря избушка без окон и дверей, в той избушке печка, а в печке пышка. Покормить ею Марью-царевну – и исправится всё дело.

– А ещё что ты сделал?

– У царя Микидона во всём царстве воду унял.

– А чем исправить?

– Под таврическим дубком есть кувшинчик с водой. Доставить этот кувшинчик да воду из него в колодец вылить – исправится царство.

– Ну, смотри, никому не говори!

Опять визг по лесу пошёл. Прилетел хромой чёрт.

– А ты, хромой, что сделал?

– Смутил я двух братьев, один другому глаза выколол.

– А чем исправить, знаешь?

– Под тем мостом, где глаза кололи, пузырёчек закопан. Помазать из того пузырёчка глаза – и они исправятся.

Услышал слепой, обрадовался. Дополз до моста, нашёл пузырёчек, помазал себе глаза. Опять зрячим стал.

Приходит в царство Ерихонское, где Марья-царевна сохнет.

– Что же ты всё хвораешь? – говорит.

– И-и, милый, сколько докторов перебывало, не найдут лекарства. Чем-чем не лечили...

– А вот я тебе помогу.

Пошёл на берег Хвалынского моря, разыскал избушку без окон и дверей. Достал из печки пышку, принёс Марье-царевне.

Съела она пышку и стала здоровой.

Обрадовался царь Ерихонский, наградил бедного мужика по-царски: медными         деньгами    и старыми лаптями. Пошёл мужик дальше – в царство Микидоново, где воды нет.

– Что ж это у вас напиться нельзя? – спрашивает.

– Ох, милый! У нас пятый год во всём царстве воды нету. Может, ты поможешь?

– Помогу!

Пошёл под таврический дубок, выкопал кувшинчик и пустил им водицу. Все старые и все малые обрадовались. Чего ему хотелось, всего дали. Привёз он подарки домой, жена рада. Хорошо зажили они.

Приходит к нему богатый брат. Посмотрел – и зависть его взяла. Хочется ему ещё богаче стать. Вернулся домой. Говорит жене:

– Пойдём, жена, на то место, где я брату глаза выколол.

Приходят туда.

– Коли мне глаза! – говорит.

Выколола ему жена глаза. Пополз богатый брат к осине. Лёг под ней ночевать. Поднимается в лесу стуковень-громовень. Слетаются на осину черти. Куда как страшно!

– Какого нет? – кричит главный бес.

– Косого нет!

– Какого нет?

– Хромого нет!

Засвистело, замяукало. Вот тебе явились оба.

– Что ж, набедокурили? – спрашивает главный бес.

– Ох, беда нам. Всё, что мы тот раз наделали, всё исправилось. Кто-то нас тут подслушивает. Обыскать надо. Кинулись черти искать. Нашли под осиной богатого брата и разорвали на куски.

До тех пор только и жил кривдой богатый брат.