Белгородский государственный музей народной культуры

пр. Гражданский, 61ул. Мичурина, 43

Музей на пр. Гражданский, 61

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
в среду c 12:00 до 21:00,
выходной - понедельник.
Последняя пятница месяца -
санитарный день.

Вход в музей через двери кафе «Орион»

(4722) 32-21-23 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

(4722) 32-20-73 - приемная

(4722) 33-67-56 - администратор

   Посмотреть на карте

Экспозиция музея на ул. Мичурина, 43

работает ежедневно с
10:00 до 18:00,
Суббота, воскресенье –
выходные дни
Последняя пятница месяца -
санитарный день

(4722) 26-84-96 - заказ экскурсий, мастер-классов, музейных уроков, уточнение расписаний

   Посмотреть на карте

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Июньские дни радуют теплом, пышным расцветом природы и матери-земли, которая уже справила свои Именины (23 мая по народному календарю) и уже вовсю потчует нас урожаем. Земля в народном мировоззрении позиционируется как кормилица, рождающая и всё принимающая в себя. Именно ей, равно как и творящему жизнь Солнцу, посвящены основные темы дошедшего до нас древнего народного искусства. В белгородском традиционном рушнике место Матери сырой земли – это нижний канонический ярус (его кружево). Рассмотрим сегодня на образцах из коллекции Музея народной культуры, какими мотивами оно украшалось. Связь Матери сырой земли с миром ушедших подчёркивает нижний зубчатый край кружева: зигзаг в нижнем ярусе всегда обозначает бесконечное повторение природного цикла «жизнь-смерть».

Разработки концевого кружева – настоящее искусство. В идеале кружево обязательно обогащает и стилистически завершает всё изделие. Остановимся на его содержании. Ярус Матери сырой земли может быть образован наиболее популярными мотивами зерна и пашни,

это могут быть перевёрнутые (что указывает связь с миром мёртвых) изображения растений,
«тени» ещё не рождённых изображений земного мира – ростки, цветы.

Это может быть очаровательный образ солнца, ушедшего «спать»

или мотивы светила, согревающего семена; узор воды – дождинки в «волне» бесконечника,
или память о давних предках – богатырях-«волотах», и желание повторить их в своем роду.

Помимо памяти об ушедших, которую хранит земля, её ярус является напоминанием о поддержке со стороны семьи или родительского дома

– об этом могут говорить семейные звёзды-«алатыри». Символ сытости и достатка – кутья, напоминая о статусе Земли-кормилицы, тоже иногда присутствует в кружеве
– её узор похож на «располневший» цветок, лепестки которого слились вместе. Довольство и богатство, идущее от земли, может символизировать и индюк, относительно поздний зооморфный образ в орнаменте,
домашних сторожей и защитников – петух или собака.
Но один из самых интересных мотивов найден в кружеве рушника из с. Тростенец Новооскольского р-на, представленном на фрагменте.
Это чаша – известнейший в народной культуре символ и атрибут многих изображений великой Богини-матери, из которой здесь, подобно восходу солнца, возникает Творение, в графике узора обозначенное как лепестки показывающейся звезды-алатырь. Мотив уникален и даже иконичен. Как и остальные приведённые образцы, он может использоваться в современном украшении одежды и аксессуаров: будь то вышивка бисером, аппликации из кожи, или в других материалах. Любите и изучайте народную культуру с нами!

{nomultithumb}